Администрация, коллектив сотрудников и студентов Барского колледжа транспорта и строительства Национального транспортного университета выражает Международному Инжиниринговому центру SENSYS душевные поздравления по случаю 5-летия.
Ваша работа - ощутимый вклад в развитие транспортной области и неоцененная поддержка образования в Украине.
Деятельность, которую вы осуществляете, не остается незамеченной. Она, как маяк, светит тем, кто хочет развиваться. Ваш пример является показательным для других. Сотрудничая с вами - получаешь веру, надежду и уверенность в будущем специализированного образования Украины.
Пусть ваше дело развивается в дальнейшем с еще большим размахом. Процветания компании и ее сотрудникам, успехов в ваших делах и начинаниях!
Нормативно-правовые акты, регулирующие применение ДО и ДОТ в России
Как таковой комплексный законопроект о дистанционном обучении в России будет принят не ранее весны 2021 года. Хотя появление такого законопроекта в Российской Федерации уже активно ждали в 2020-м году. Конечно, без «пинка» со стороны коронавируса здесь не обошлось.
Много сложностей в принятии закона связано с тем, что есть «пропасть» с нормами СанПиН. Особенно, когда речь идёт о дистанционном образовании школьников. Но все понимают, что со времени пандемии эту пропасть важно, как можно скорей преодолевать.
Но, а как же дистанционное образование в России организовывалось ранее, если как-такового закона не было? Ведь была же возможность далеко не один год получать дистанционно и высшее образование, и образование в колледже, а с началом пандемии коронавируса на удаленку активно переходили учреждения образования, начиная со школ?
Давайте разбираться. Есть закон «Об образовании в РФ». И дистанционное образование в нём как форма получения образования действительно не обозначена. В законе закреплены 3 формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Но… в том же законодательстве есть «лазейка». Речь о том, что при этих формах официально могут применяться разные дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Поэтому ещё далеко до пандемии, человек мог пойти учиться в ВУЗ, колледж на очную форму, и при этом обучаться по дистанционным технологиям.
Более того, вопреки тому, что дистанционное образование не было утверждено в России как форма обучения, сами дистанционные технологии уверенно присутствовали в правовом поле, а в стране уверенно смог развиться проект Росдистант – «детище» Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Интегратором этого проекта стал Тольяттинский государственный университет.
Кстати, с точки зрения тематики нашего сайта – подготовки специалистов в сфере транспортных технологий, проект очень интересен. Благодаря дистанционным технологиям в Тольяттинском государственном университете можно освоить, например, такие специальности как «Современные технологические процессы изготовления деталей в машиностроении» и «Технология машиностроения». Для города, где находятся такие известные предприятия как «АвтоВаз», Тольяттинский завод автоагрегатов, РОСВЭН, «Станкопроект», это, впрочем, неудивительно.
Благодаря проекту Росдистант с использованием дистанционных технологий вполне реально получить как первое высшее образование на базе среднего профессионального образования (за 3 года), так и второе высшее образование за 2,5 года. Причём по сути это действительно онлайн-образование. Нет никаких законодательных препятствий для того, чтобы дистанционно происходило и поступление, и тестирование, и сдача квалификационных работ.
Организаторы обучения захотели и сделали! Дипломы гособразца выдаются. Вопреки тому, что закон о дистанционном образовании как таковой еще не появился.
Поэтому, когда говорят, что главное препятствие при организации дистанционного образования в России – именно законодательная база, это очень спорный момент. Да, законодательство требует совершенствования. Поэтому все так ждут новый законопроект, но именно в ВУЗАх России дистанционку организовать законодательно можно было и раньше. Скорей, часто процесс «притормаживают» другие моменты: например, отсутствие толковой платформы (LCMS), адаптация LCMS под существующие программы. Во многих сферах – внедрить электронное обучение и контроль знаний посредством ДОТ - это реально титанический труд.
Кстати благодаря проекту Росдистата и Национального проект «Цифровая экономика», реализация которого в России началась с 2019 г., возможным стало и создание Консорциума «Цифровые университеты». Кроме Тольяттинского государственного университета в него входят:
- Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (он еще известен как Первый казачий университет).
- Вятский государственный университет (огромный упор здесь делается на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья).
- Марийский государственный университет (многие преподаватели в России и других странах СНГ хорошо знают этот ВУЗ благодаря яркой дистанционной серии семинаров, посвящённых организации электронного образования в высших учебных заведениях»).
- Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (знаменит своими Массовыми открытыми онлайн-курсами со свободным графиком посещения).
- Череповецкий государственный университет.
- Иркутский национальный исследовательский технический университет.
- Омский государственный технический университет (его гордость – проект «On-Line Университет»).
- Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.
- Югорский государственный университет.
- Костромской государственный университет.
- Марийский государственный университет.
- Пензенский государственный университет.
- Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова.
- Самарский государственный аграрный университет.
- Финансовый университет при Правительстве РФ.
В колледжах ситуация, кстати, схожая с ВУЗАми. Как форма дистанционное обучение пока не закреплено. Но дистанционные технологии здесь никто не отменял. Поэтому неудивительно, что количество колледжей, которые практикуют применение ДОТ, только растёт.
Базой при внедрении дистанционных технологий в своё время стал Федеральный закон 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021).
В законе чётко закреплено понятие «электронное обучение». Оно трактуется как «организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей...».
Дистанционные образовательные технологии, в свою очередь, законодательно трактуются как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей», при этом подчёркивается, что осуществляются они «при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
В законе прописано и то, что учреждения образования имеют право использовать ДОТ, электронное обучение только в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Ведь именно в зоне его компетенции - функции, связанные с госполитикой и нормативно-правовым регулированием.
В этом же законе оговаривается и необходимость создания учреждениями образования условий для организации и функционирования электронной информационно-образовательной среды. При этом чётко прописывается, что в нее входит:
- совокупность информационных и телекоммуникационных технологий,
- электронные информационные ресурсы,
- электронные образовательные ресурсы.
Оговорена в законе и защита сведений при реализации образовательных программ с применением ДОТ, электронного обучения. В современных условиях это очень важно.
Также в настоящее время активно применяется нормативно-правовой акт 2017 г. "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". В нём говорится, что созданная среда для дистанционного обучения должна в полном объеме обеспечивать возможность освоения образовательной программы.
При этом речь может идти как о создании собственной среды, так и заключаться договор об использовании сторонней среды при внедрении дистанционного обучения. Это также очень важно, потому что разработчик среды может находиться территориально где угодно (вплоть – до другой страны). И важно, что стороны законодательства не только нет никаких препятствий, но и этот момент отдельно оговаривается.
Важный момент: также активно ведётся работа и по корректировке подзаконных нормативно- правовых актов. Особенно важно, что при этом будут чётко прописаны обязанности педагогических работников, нюансы проведения итоговой аттестации и так далее.
Выводы
В Российской Федерации дистанционное образование пока не закреплено как форма получения образования, но за счёт того, что дистанционные технологии и электронное обучение хорошо «вкраплены» в «законодательную «канву», у ВУЗов много возможностей для реализации программ дистанционного обучения
Весной 2021 года, когда появится чёткий проект, который касается дистанционного образования, ситуация должна улучшиться в лучшую сторону.
Правовое регулирование дистанционного образования в Республике Беларусь
В Беларуси с «дистанционкой» всё еще гораздо сложней, нежели в России. Здесь законодательно не только не закреплена форма получения образования дистанционно, но и сами дистанционные технологии.
Главная сложность при внедрении дистанционных технологий в обучение в Республике Беларусь состоит в том, что долгие годы многие правовые акты имели исключительно рекомендательный, а не нормативный характер.
В частности, дистанционная форма получения образования как одна из форм электронного обучения, прописана в Ведомственных актах ненормативного характера, например, Концепция информатизации системы образования Республики Беларуси.
А в нормативных правовых документах локально «дистанционка» присутствовала только на локальном уровне. Например, можно назвать Положение «Об использовании дистанционных образовательных технологий в учреждении образования» в Институте предпринимательской деятельности, Положение о дистанционной форме получения образования в учреждении образования «Барановичский государственный университет». Утверждались такие документы исключительно на уровне ректората.
Но 22.12.2020 затеплилась надежда. Правительство внесло в Палату представителей проект нового «Кодекса об образовании».
На что можно будет надеяться, когда проект будет принят:
- Дистанционная форма получения образования законодательно будет признана полноценным видом заочной формы получения образования.
- Дистанционные образовательные технологии смогут использоваться в любой форме получения образования (исключение – дистанционное профессионально-техническое образование, оно будет доступно только для лиц, которые окончили среднюю школу).
- Законодательно будет закреплен термин «сетевая форма взаимодействия».
Выводы
В Беларуси сейчас – переломный момент. До недавнего момента правовая база для развития дистанционного обучения была плохо подготовлена, но новый Кодекс, если всё пойдёт по плану, сможет стать хорошим подспорьем для трансформации. Сейчас по сути мы сталкиваемся, преимущественно, только с «вкраплениями» дистанционных технологий в учебный процесс ВУЗов, и то чаще – из-за пандемии. Но с изменением законодательства появятся новые возможности и, есть вера, новые специальности на «дистанционке».
Нормативно-правовые документы по дистанционному обучению в Казахстане
А начиная с 2021 года в Казахстане законодательно закреплено и понятие «дистанционное обучение» и порядок его проведения.
Документ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования" в первую неделю января подписал президент страны Касым-Жомарт Токаев.
Новыми поправками также закреплена «компетенция уполномоченного органа по утверждению Правил организации дистанционного обучения». Именно они будут определять все процедуры, касающиеся такой формы обучения.
При этом важно отметить, в Казахстане с появлением новых свобод активно ужесточают требования к самим ВУЗам. Громким делом конца 20-го-начало 21 года стало лишение лицензий Казахской академии транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева, Регионального социально-инновационного университета, Академии экономики и права имени Джолдасбекова.
Нормативно-правовые документы по дистанционному обучению в Украине
На Украине Положение о дистанционном образовании было принято еще в 2013 году.
Оно распространяется на общеобразовательные, профессионально технические, высшие учебные заведения, а также заведения последипломного образования.
В нём чётко закреплена дистанционная форма обучения в учебных заведениях и детализируется, что
технологии дистанционного обучения могут применяться для реализации различных форм обучения.
Прописаны в документе и формы, доступные при дистанционной форме обучения. Это непосредственно учебные занятия, самостоятельная работа и контрольные мероприятия. В ВУЗах с помощью такой формы возможна практическая подготовка, в ПТУ профессионально-практическая подготовка.
Наличие правовой базы сразу сподвигло и на организацию дистанционного обучения ряд ВУЗов Украины. Есть среди них и немало технических специальностей, например:
- транспортные технологии и автомобильное хозяйств в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете,
- автомобильный транспорт, инженерная механика, нефтегазовое дело, приборостроение, компьютерная инженерия, программная инженерия, автоматизированное управление технологическими процессами, метрология и измерительная техника в Ивано-Франковском национально-техническом университете нефти и газа.
- машиностроение, инженерная механика, электротехника и электротехнологии, радиоэлектронные аппараты, автоматизированное управление технологическими процессами в Тернопольском национальном университете.
- машиностроение, электротехника и электротехнологии, электронные приборы и системы в Сумском государственном университете
Особенности
В Украине правовая база вполне подготовлена, чтобы организовать и развивать дистанционное обучение, но многие ВУЗы относятся к этой мере сдержанно, ссылаясь на то, что для многих профессий нужно практическое аудиторное обучение.
Кроме того, на практике оказывается, что несмотря на то, что законодательно закреплены разные формы ДО, в ВУЗах самой популярной формой на «дистанционке» остаётся самостоятельная работа студентов. Но решить эту проблему эффективно можно, скорей, не совершенствованием правового поля, а пересмотром отношения к используемым инструментам, образовательным платформам, сервисам.
Резюме
Итак, в настоящее время правовое обеспечение дистанционного обучения в ВУЗах России, Казахстана, Беларуси и Украины очень разнится.Дистанционная форма обучения (именно как форма) длительное время законодательно была закреплена только в Украине. Применительно к ВУЗам она себя хорошо «отработала». Проблем достаточно было много в «привязке» к школьному образованию. Но мы не акцентируем на нём здесь внимание. Правда, хорошим правовым полем, увы, пользовались немногие учебные заведения. Ведь есть и другие проблемы, связанные с платформами, кадрами.
В России и Казахстане длительное время в правовом поле «комфортно» присутствовали дистанционные технологии, и поэтому в принципе всегда были «лазейки». Для кого-то их брал на вооружение.
А в Беларуси проблема с законодательной базой относительно дистанционных технологий долгое время была максимально острой, но в тоже время поправки в законодательстве позволяют говорить о том, что теперь, когда ДО может стать полноценным видом заочной формы, изменится многое. В наше время такой формат действительно интересен. Это возможность существенно сэкономить время, организовать качественное образование вне «границ» и без отрыва от производства.